Сайт Одесского Байкерского Движения


Обитатели
Электронное зажигание.

Электронное зажигание

Контактые системы зажигания уже давно себя изжили и применяются только на советской мототехнике (ну помнят конструкторы о славной победе над гансами), конструкция которой не претерпела существенных изменений с 1939 года. Но… на дворе год 2002 и надо что-то делать. А что делать? Да ставить электронику, блин.
Зачем? Давайте разберемся. Почему мир ушел от контактных схем? Все очень просто. Во-первых они требуют постоянного обслуживания - подгорают и стираются контакты. Причина номер два - на высоких оборотах теряется искра. То есть вместо 10 вспышек, проходит только девять. Или восемь…
С электроникой все иначе - обслуживания она не требует напрочь - в ней нет трущихся частей. Искра не теряется. Да не то что не теряется - если на контактной схеме мы выставляем зазор в разрядниках свечей 0,5 мм, то в электронном варианте 0,9 - 1 мм.
Будем считать что я уговорил (если кто не поверил - пусть ездит на старой схеме). Теперь о главном. Как поставить зажигалку. Вариант первый - купить готовый набор. По моему в городе Старый Оскол уже давно наладили выпуск подобных систем для оппозитов. Стоимость набора около 30 уссурийских ежей. Но… Да, есть одно "НО". Даже два.
Но 1: самая уязвимая часть такой схемы - коммутатор. Он может сгореть. И сгорает, как рассказывали мне мои киевские товарищи. Отдельно он не продается. То есть приходится отлавливать еще 30 ежей для последующего обмена на новый набор. (Справедливости ради надо отметить, что он может сгореть не по вине аборигенов города Старый Оскол, а по вине, например, проводки или реле зарядки).
Но 2: найти в случае поломки такой коммутатор на трассе… Да я в Одессе знаю лишь одного владельца такой системы.
Мораль - надо что-то новое. И новое было создано байкером Витей, более известным в Одессе как Витек с Малой Долины. Витек, добрая душа, ни для кого секрета не делал, а наоборот, попросил меня написать для всех Вас статью об этой полезной штуковине, после того как мы совместными усилиями (я стоял и смотрел, а Витек пилил, варил, паял) зарядили и мой аппарат. Витя не был первым, кто сделал электронику для Днепра. Первым был Юрка - самый гениальный механик Одессы по оппозитам - кстати, не только мое мнение. Но у описанной ниже конструкции есть существенное преимущество перед всеми другими самоделками - все помещается под переднюю крышку движка со всеми вытекающими отсюда приятными последствиями. Кроме того система не требует переточки распредвала и может быть в любой момент заменена на родную. Но перейдем к делу.
Нам понадобятся:
1. Датчик Хола от жигулей - 12 гривен.
2. Коммутатор от жигулей - от 30 до 45 гривен. Вроде неплохие Винницкого производства.
3. Двухвыводная волговская катушка - 50 гривен. Обратите внимание, что именно двухвыводная. Почти все продавцы волговских запчастей пытались меня уговорить что оная в природе не существует. Так что шлите их подальше и ищите продавцов попродвинутее, потому что мы будем посылать искры сразу в оба котла.
4. Жгут проводов от "копейки" (коммутатор - датчик Хола) - 15 гривен. Берите именно от копейки - в нем нет лишних проводов.
Кроме этого Вам понадобится днепровский автомат опережения зажигания для зверской расправы над ним.
Возьмите корпус автомата опережения и выбейте из него все внутренности и перемычки. Удобно использовать небольшое зубило. Но будьте аккуратны - ушки крепления к движку легко сломать (что я кстати случайно с одним и сделал, как видно на рисунке). Кстати Витя тоже ломанул одно. Потом пропилите паз для проводов, просверлите отверстия и закрепите датчик Хола, как показано на фото 1.
Теперь надо доработать сам бегунок. (Советую не использовать бегунки нового образца - они легко ломаются, а взять такой как на рисунках). Первым делом уменьшите люфт вдоль оси, дабы уменьшить вероятность контакта "крылышек" с датчиком Хола. Потому как при первом же контакте крылышки сорвет, а датчик распиз… сломается. Чтобы этого не произошло снимите с бегунка стопор, разберите его и добавьте шайбу (подойдет шайба еще от одного бегунка, если у Вас есть лишний). После этого наденьте на двигатель корпус с установленным в нем датчиком Хола и промерьте расстояние на котором будут приварены крылышки - они должны проходить четко посередине датчика Хола. Как должны выглядеть "крылышки" и как их приварить к бегунку видно на фото 2 и 3. В моем автомате размах крыльев - 48 мм, ширина крыла - 20 мм, толщина металла - 1 мм. Напильником сделайте на бегунке проточки и приварите "крылышки" к бегунку, как показано на фото. Опять наденьте бегунок на распредвал и повращайте его.
Крылышки должны проходить четко посредине датчика - в противном случае подогните их. Учтите, что симметричность крылышек должна быть близка к идеалу.
Все. Самую сложную часть работы Вы сделали. Теперь пропилите в передней крышке движка паз для жгута проводов и собирайте схему, как показано на рис.4 (нагло содран мной из МОТО, поскольку ничего нового там уже не придумаешь). В проводах вы не запутаетесь. На всякий случай поясняю:
- черный провод киньте на массу;
- синий и коричневый - на выводы катушки зажигания. Кроме того к синему подключите "+", который раньше шел на автомат зажигания.
Если не влом, то можете поукорачивать жгуты, но можно просто перемотать их изолентой чтоб не болтались.
Волговская двухвыводная катушка рис. 5, несмотря на грозный вид без всяких переделок и креплений впишется под переднюю крышку движка Днепра на место "родной" - только купите нормальные силиконовые высоковольтные провода с г-образными наконечниками. Катушку разместите проводами вперед и тогда крышка сама надежно зафиксирует катушку. А вот владельцам Уралов так не повезет (а вот нехрен хвастаться, типа "коленвал на подшипниках, коленвал на подшипниках"). Помучайтесь теперь.
Коммутатор разместите где угодно, только учтите, что он греется и поэтому его нельзя прятать в закрытое пространство.
Все. Теперь можно настраивать зажигание. Наиболее удобным мне кажется "метод научного тыка" - тыкнули кик, если не завелось, то повернули бегунок на 10 градусов и опять пробуйте. Когда байк наконец заведется (если он вообще заведется) на холостых повращайте немного корпус автомата, добившись максимальных оборотов.
Метод научный (у меня в первый раз сработал, а как то на трассе трахался час, пока не пошел методом 1): выкрутите свечу и положите ее на цилиндр. Проворачивайте бегунок по направлению вращения распредвала, пока не увидите искру. Зафиксируйте бегунок.

Здесь следует учесть следующее - пластинка которая накрывает бегунок, в инструкции к Днепру обозванная "поводком", скорее всего не даст повернуть его как надо (ну сложно угадать так приварить крылышки). Поэтому я ее обрезал с обоих сторон, чтоб не мешала, а после того как настроил зажигание прихватил сваркой к бегунку по месту.
Вот и все.
Единственный минус такой системы перед Старооскольской - мы не избавились от пружинок автомата опережения зажигания. Но и это не за горами - Кулибины не спят и обещают к началу сезона программируемый коммутатор.

И на последок для владельцев двухтактников. У Вас все так же, но проще по причине отсутствия автомата опережения. Для Вас привожу рис. 6 - принцип действия датчика Хола - остальное думайте сами (а всего-то придумать как закрепить датчик). Но если есть вопросы - обращайтесь - подскажу.

Придумано Витьком, описано Вомбатом.

Здесь могла быть ваша реклама!!!
return_links(); ?>