Сайт Одесского Байкерского Движения


Обитатели
M72M

M72M

Возникла идея восстановления М72М 1960 г. в. причем аппарат до этого не ездил лет десять. И вот в 1999 году, осенью у нас в гараже появился пыльный, но в комплекте мотоцикл. Его привезли на прицепе из Вознесенска. Самым трудным было начать. Это сделал мой брат, в один прекрасный момент сняв и разобрав двигатель.
До разборки двигатель уже не проворачивался. Один цилиндр был с трещиной на гильзе там где она входит в картер. Коленвал люфтил. Даже распредвал был изношен. Все выпускные клапана прогоревшие. В картере росли кораллы из сгущённого масла. Карбюраторы, которые на моей памяти когда-то даже карбюрировали, окислились до неузнаваемости и восстановлению, на мой взгляд, не подлежали. В общем нормальное состояние М72М.
Имея некоторый опыт в ремонте автомобильных двигателей и установке инородных деталей в заводские конструкции, мы решили собрать достаточно работоспособный мотор. При этом подразумевалась обязательная установка электронного зажигания, следовательно нужно было перейти на 12в.
А тут как раз я на своей машине поменял карбюратор (поставил Йиков 2830 от Фелиции 2000 г.в.) Так что о выборе карбюратора вопрос не стоял,. раз есть Solex 35 PDSI, значит будем его ставить.
На машине меня этот карбюратор не устраивал только наличием провалов в зимнее время, при температурах двигателя до 70 град. Причем летом провалы практически не ощущались. Еще он затруднял пуск двигателя при отрицательных темп. Карбюратор простейший, однокамерный. Из вспомогательных устройств только эконостат , уровень топлива не регулируется, все жиклеры завальцованы в корпус, выкручивается только эл. магнитный клапан.
Совершенно новые цилиндры купили на Восходе у Валеры, мне помнится за 40 убитых енотов. В эти же деньги входили поршни.
Распредвал купили тоже новый за 30гр. Один коренной подшипник обошелся в 12гр. Дядька,что его продавал забожился на Вэчирню колысанку что они авиационные - ну ясное дело - мы других и не купили бы (подшипники отличались от своих сухопутных собратьев необычным серым цветом).
Картер отмыли от кизяка на одной МТС (СТО) где тогда как раз работал Клапан. Вымыли его просто идеально. За деньги так вымыть невозможно. Головки, правда не отмылись, да фиг с ними.
Следующая операция - удаление ненужных приливов под генератор. Это сейчас мы умные, и сделали бы это турбинкой где-то минут за 15. Представьте картину: Subj на ковре в комнате,правда газетка подстелена ( мы же все-таки культурные европейцы) в руках ножевка и вперед! Потом чудесным инструментом (что-то вроде рубанка, но вместо лезвия по всей длине острейший рашпель, есть регулировка выпуклости-вогнутости обр. пов-сти, made in USA, друг купил в сэконде как гуманитарку за 10гр. Между прочим ,аналогов этой штуки я у нас не видел больше.) поверхность выравнивалась как после фрезы. Подробности установки генератора см. дальше.
Поршни были 77.88 т.е. зазор 6 соток! Можно было взять поршень и пополнее, но почему-то нам не захотелось делать через 50 км новую капиталку, мотор то непроверенный, зажигание и карбон не настроены. При сборке передней и задней крышек использовал Казанский герметик. Он самый надежный из недорогих. Однако встречаются подделки. У настоящего название з-да изготовителя КЗСК, чуть сероватый цвет, высокая клеящая способность. Ошибку допустили в материале прокладок под цилиндры- взяли слишком тонкую бумагу как результат - легкое отпотевание указанных мест. Клапана оставили старые, выбрали получше, отчистили, отнесли к шлифовщику, он их проверил на биение тарелки относительно стержня и восстановил фаску 45 град. После такой обработки клапан притерся за 6 сек. Толкателей новых не нашли, летом, правда, предложили комплект за 70гр. Пришлось шлифануть регулировочные болты. Сцепление и маховик без изменений. Маслонасос тоже.
Теперь о Г424.На тот момент другого генератора у нас не было. Я честно прочитал все рекомендации на этот счет в журнале "За рулем", но ничего из них не понял. Картер подпилили должным образом, потом на фрезерном станке сфрезеровали то место, куда вставляется генератор. Переходник сделал знакомый токарь. Оказывается у половины токарей когда-то был К750 и они переделывали его на 12в. Это здорово помогает, когда объясняешь чего ты от них хочешь. Шестерню генератора оставили от шестивольтового, т.к. она меньше в диаметре и позволяет увеличить обороты генератора по отношению к коленвалу в 1,5 раза. Вообще-то на этот мотор можно установить и 700 Вт. , но уже на большей шестерне, т.к. он больше в диаметре чем Г424. Под маленькую шестерню пришлось протачивать якорь.
Поговорим о зажигании. Когда мы впервые увидели днепровский тромблер, а это было не больше двух лет назад, то просто удивились и сразу поняли что на этом моцике ему места нет. К М72М у нас было штук шесть тромблеров одни из которых лучше неработали, чем другие. Решили установить в выпотрошенный ПМ-05 датчик Холла, привести в порядок механизм ручного регулирования опережения зажигания, и пока успокоиться. В перспективе установка тромблера от ВАЗ 1111 в сборе. В этом приборе нормально работающий автомат опережения, и есть вакуумник, без которого на однокарбюраторных моделях невозможно добиться нормальных результатов при резком открытии дросселя.
Шторку для датчика Холла взял восьмерочную, аккуратно отпилив два сгмента. Распредвал без изменений, ждет апгрейда. Катушка зажигания двухискровая высокой энергии разряда , первичная обмотка 1 Ом. от Оки. Высоковольтные провода лучше брать от престижных иномарок.
SOLEX 35 PDSI.Карбюратор установлен на корпусе КПП. Крепится он к цельносварному коллектору, и через кронштейн к двигателю. Для успешной установки карбюратора необходимо доработать корпус КПП, т.е. удалить при помощи турбинки лишний металл. На наш взгляд под доработку лучше подходит коробка с сухим фильтрующим элементом (Днепр), а лучше неподходит от К750 и М72. С коллектором вообще хохма! Он делался по принципу "быстро, дешево и сердито". Купил на Староконном два цельнотянутых поворота на дюйм с четвертью, муфты такого же диаметра. Заказал у токаря Жени фланцы. Потом кинул двигатель всборе с КПП в багажник, поехал к сварщику. Сварщик благополучно обварил по месту мой коллектор, причем вкруговую и недорого. Я, правда ,оставил на резьбах два соединения, для того чтобы потом выставить карб горизонтально. Кстати потом именно через эти соединения подсасывался воздух, и пришлось их зашпатлевать. После всего коллектор оказался несъемным, чтобы его снять нужно выворачивать шпильки крепления. Патрубок от воздушного фильтра к карбюратору выполнен из пластмассового шланга x50мм. Для подачи бензина в карбюратор используется электробензонасос от автомобиля "Запорожец". Кстати можно добраться до дома и при неработающем насосе, правда, динамика не та и небольшой провал при резком открытии дросселя. При выбранной компоновочной схеме воздушный фильтр оказался над правым цилиндром, бензонасос справа на раме над карбюратором, тросовые привода дроссельной и воздушной заслонок расположились слева.
Пару слов по электрооборудованию. Естественно, стопов и поворотов нет. Задний габаритный огонь вместе с подсветкой номера включается вместе с зажиганием. Фара включается штатным замком на руле. Обе электрические цепи включаются через реле автомобильного типа. Регулятор напряжения интегральный автомобильного типа. Звуковой сигнал отсутствует. Да, и еще, я увидел у одного знакомого на Днепре дистанционные проставки между картером и поддоном для увеличения объема масла. У него, например объем возрос где-то на литр.
Мы, конечно тут же захотели облегчить и своему мотору жизнь в период обкатки. Но мысль появилась другая: сделать ребро охлаждения, выступающее по контуру. Это, на мой взгляд должно увеличить теплопередачу от масла в окружающую среду. Там же на Староконке нашелся лист меди размером 400 на 200 и толщиной 10мм. Завесил он на 15 убитых енотов, но искусство требует жертв… В листе сделал отверстия для крепления, и кроме того штук 50 равномерно внутри для увеличения площади контакта с маслом. В итоге объем масла не увеличился, зато появилась дополнительная поверхность охлаждения.
Теперь о самых интересных процессах:Трудности возникали с отладкой работы ручного регулятора опережения зажигания. Благо, что запустить мотор и двигаться можно практически при любом его положении. Карбюратор оказался очень чувствительным к настройке системы холостого хода, причем даже небольшое обеднение приводило к провалам при плавном разгоне, о переобогащении двигатель информировал черным дымом при перегазовках и нечетким пуском.
Порядок холодного запуска был следующим: включить зажигание на несколько секунд для заполнения поплавковой камеры электробензонасосом. 3 раза открыть дроссель для подачи смеси в коллектор. Закрыть воздушную заслонку и нажать пару раз на кикстартер. Перевести монетку управления зажиганием в положение "позднее". Включить зажигание и плавно нажать на кикстартер для пуска двигателя. Прогретый двигатель запускается сразу и легко.
При движении, пока двигатель не достиг рабочей температуры, возможна замедленная реакция на небольшие перемещения ручки газа, при полностью прогретом двигуновиче мотоцикл реагирует на ручку газа с еле заметной задумчивостью. Зато если даже с самых малых оборотов открутить на полную, реакция последует незамедлительная… При движении на 4 передаче со скоростью больше 40 км/ч. мотоцикл способен разгоняться практически на любом разумном подъеме. Создается впечатление, что кривая крутящего момента вообще прямая и достигает максимума уже при 2000 оборотов.
О глушителях (точнее об их отсутствии): Вначале мы просто удлинили штатные "санки" трубками от точно таких же. Потом одна трубка потерялась. Оказалось, если отрезать от перьев Днепровской вилки донышки, и вставить туда направляющие от той же вилки, то они идеально подходят на выпускные трубы. В общем получились стильные рэтбайковские глушачки. Звук в, принципе, нормальный, низкий достаточно ( срабатывают все сигнализации до единой)*.

*Прим.редактора: когда я в первый раз услышал - сразу понял - ЛА-5 сбил Мессершмидт. А когда обернулся, то понял что сбили М72М. Причём пилоты катапультироваться не успели :-)

Описание мотоцикла произведено с разрешения владельца - Eagle-Owl.

Catbiker
Одесса 2001г.

Здесь могла быть ваша реклама!!!
return_links(); ?>